Psychology

Акрасия, или Почему мы действуем вопреки здравому смыслу

В самолете стюардесса участливо спрашивает пассажира, какой вариант ланча он предпочтет: «Рыба или курица?» «Курица», — решает уже взвесивший все за и против мозг. «Курица», — отвечает через 30 секунд проголодавшийся пассажир. Так выглядит этот диалог с точки зрения нейробиологов, ведь им известно, что у руля принятия решений стоит именно наш мозг. А его обладатели осознают выбор, который тот уже сделал, лишь спустя 30 секунд.

4 min read

Акрасия как системная ошибка мозга

Ежедневно мы принимаем сотни решений: днем решаем сложные моральные дилеммы, а после работы выбираем сметану в супермаркете. За каждым решением вне зависимости от его сложности стоит мозг и целая армия нейронов. Так считают нейробиологи Алан Рори и Уильям Ньюсом, чьи эксперименты доказываютсуществование особых нейронов, которые сравнивают поступающую от органов чувств информацию и накапливают ее. Чтобы принять решение, эти демократично настроенные клетки устраивают экспресс-голосование, победителем которого становится вариант, набравший большее количество голосов. Поэтому с точки зрения мозга грань между хорошим и плохим решением очень тонка.

А что если принятое решение противоречит логике? Представим, что во время референдума нейронов радикальная оппозиция свергла здравомыслящее большинство. Почему мозг ведет себя нерационально? Все дело в акрасии. Если вы делали выбор вопреки здравому смыслу, вы с ней знакомы.

Акрасия — это парадоксальный выбор: предпочтение худшего варианта и отказ от более рационального

Как это выглядит в жизни? Давайте представим себе сидящую на диете знакомую Олю, которая не ест после шести. Однажды утром Оля встала на весы и увидела, что поправилась! Как истинная дама она тут же села на диету и выбросила подаренную коллегой Леночкой шоколадку.

Вечером Оля отправилась в кафе на встречу с подругами, где, пролистав в меню салаты и супы, она доходит до страницы «Бельгийские ФИТНЕС-вафли!» и встает перед выбором: взять менее калорийные вафли с лососем или сладкие с шариком мороженого. Оля осознает, что вафли с лососем лучше, но заказывает «сахарный сахар в сахаре».

Подобные этому случаи, когда человек совершает поступок, при этом считая лучшим альтернативный вариант, и есть акрасия. Интересно, что акрастичные решения одинаково оцениваются нами как до, так и после их принятия. Совершив такой поступок, мы понимаем, что сделали неправильный выбор: тот, другой вариант был объективно лучше, рациональнее, а может, и полезнее, но остановились мы не на нем.

Психологи об акрасии

Американский психолог и нобелевский лауреат Даниэль Канеман попытался объяснить❓ нелогичность наших поступков и предположил, что за принятие решений отвечают две диаметрально противоположные системы. Одна быстрая, но бессознательная (эту систему принятия решений Канеман назвал эмоциональной), в кругу далеких от большой психологии людей известная как интуиция. Другая —рациональная: она держит все под контролем и обрабатывает информацию последовательно — и потому медленно, как интернет в метро. Рассуждая, мы прибегаем к ней. С точки зрения архитектуры мозга рациональную систему представляет префронтальная кора, а эмоциональную — островковая.

Если эти системы работают одновременно и между ними нет баланса, считает Даниэль Канеман, человек попадает в различные ловушки. Островковую кору обуревают эмоции, и нам ничего не остается, как подчиниться их страстям. Наши чувства порой сбивают нас с пути и заставляют совершать «вполне предсказуемые ошибки» — так считает Дж. Лерер, автор книги «Как мы принимаем решения».

Между эмоциональной и рациональной системами возникает конфликт: рациональная половина настаивает на вафлях с лососем, тогда как эмоции возмущены несправедливостью ситуации и требуют взять вафли с мороженым. Такой легкий когнитивный диссонанс — однако верх берет эмоциональная система.

Гендер и акрасия

Кто больше подвержен акрасии: мужчины или женщины? Никто не измерял. Однако настойчиво проводимые нейробиологами исследования указывают на разницу в способах принятия решений мужчинами и женщинами, поскольку мужской и женский мозг имеют разное строение.

Как мы уже выяснили, акрастичные решения — результат несбалансированной работы рациональной и эмоциональной систем: островковая кора голосует за, префронтальная — категорически против. Если островковая кора проявит настойчивость, а префронтальная ей уступит, мы выберем неверный вариант, потому что именно последняя отвечает за самоконтроль, что подтверждается экспериментально. Если бы при выборе вафель Олин мозг сканировали, мы бы увидели, что лобные области коры ее мозга менее активны, чем у человека, который в такой же ситуации удержался бы от шарика мороженого. Префронтальная кора может контролировать и подавлять импульсы из других областей мозга, а значит, мозг способен держать себя в руках.

При этом у мужчин префронтальная кора меньше по размеру, чем у женщин. Кроме того, по мнению ученых, у сильной половины человечества эта часть мозга созревает на 1–2 года позднее. Вывод? Женщины более осторожны на этапе выбора: само строение мозга помогает представительницам прекрасного пола избегать необдуманных, импульсивных решений. Мужчины, в свою очередь, более азартны и легче идут на риск, ставя «all in».

Как акрасия делает нас заложниками рекламы

«И что? — спросите вы. — Ну, выбрали не те вафли, что тут такого?» Ничего. Ровно до тех пор, пока дело не касается ваших денег. Особенности работы мозга, равно как и системные ошибки, которые он совершает, известны не только психологам — обладателям Нобелевской премии. Принципы, которыми мы руководствуемся, принимая то или иное решение, привлекают внимание экономистов.

Совместное развитие нейробиологии, психологии и экономики привело к возникновению нейроэкономики и нейромаркетинга. Этакое научное комбо: данные нейронаук плюс бизнес-аналитика. Нейромаркетинг исследует способы влияния на наши решения и поэтому является маст-хэвом при создании новых продуктов и рекламных кампаний. Он помогает определить тот самый «продающий» дизайн, цвет и вкус. Сегодня с помощью нейромаркетинга повышают конверсию сайтов и увеличивают продажи. И если акрасия — следствие бунта эмоций, то маркетологу остается лишь вызвать эти эмоции, чтобы мы совершили ненужную покупку.

«Предложение действительно до завтра», «Только сегодня!», «Специальный промокод для вас!» — знакомо? Подобные рекламные штучки активируют в нас страх потерять скидку, упустить выгодное предложение, «ломают» наш мозг и заставляют делать импульсивные покупки.

Подводя черту

Акрасией время от времени страдают все люди вне зависимости от пола и возраста, потому что эмоции — наша ахиллесова пята. Можем ли мы с этим что-то сделать и избавиться от акрасии, а заодно — от маркетингового ига? Да. Хотя мы не в силах контролировать наш мозг, шансы справиться с этим явлением у нас есть: нужно лишьнайти баланс между рациональной и эмоциональной системами.

В случае с акрасией это значит прокачать префронтальную кору, отвечающую за самоконтроль. Этой «думательной мышце» нужен интеллектуальный фитнес! Включите в его программу чтение вслух, решение математических задач и ребусов, а также медитацию, и в следующий раз префронтальная кора выберет вафли с лососем или вовсе овощной салат.

Source
Акрасия, или Почему мы действуем вопреки здравому смыслу
Tags
Show More

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Related Articles

Check Also

Close
Back to top button
Close
Close